Фрагмент эссе замечательного писателя Марка ТВЕНА, опубликованного в марте 1898 года в журнале «Harper`s»
У еврея есть свои особенности. У него есть некоторые свои компрометирующие его пути, хотя он не обладает на них монополией, потому что не может полностью избавиться от досаждающей христианской конкуренции. Мы видели, что он редко преступает законы, направленные против насильственных преступлений.
Действительно, его отношения с правосудием ограничиваются лишь вопросами, связанными с торговлей. Он имеет репутацию обманщика в различных небольших делах: и в практике репрессивного ростовщичества, и в сжигании самого себя, чтобы получить страховку, а также в составлении хитрых контрактов, которые оставляют для него выход, но блокируют возможности другого человека, и в изящных увертках, которые сохраняют его безопасное и комфортное положение в пределах строгой буквы закона, когда суд и жюри присяжных очень хорошо знают, что он нарушил дух этой самой буквы, но ничего не могут поделать.
Он – обычный, верный и способный служащий в гражданских учреждениях, но его обвиняют в непатриотичном нежелании стоять под флагом в качестве солдата – как это делает христианский квакер. Теперь, если вы компенсируете эти факты заслуживающими уважения чертами, обобщенными в предыдущем пункте, начинающемся со слов: «Все эти факты являются достойными уважения», и создадите некий баланс, то каким должен быть ваш вердикт? Я думаю, что достоинства и недостатки справедливо взвешиваются и измеряются обеими сторонами. Христианин не может претендовать на превосходство над евреем в вопросе порядочного гражданства. Тем не менее, во всех странах, начиная с самой зари истории, еврея постоянно и неумолимо ненавидели, а зачастую – и преследовали.Может ли все это списываться лишь на фанатизм?
«Может ли все это списываться лишь на фанатизм?» Раньше я думал, что
именно он несет ответственность почти за все это, но недавно пришел к
выводу, что так думать ошибочно. Действительно, теперь я убежден, что
фанатизм вряд ли несет ответственность за все это. В связи с этим я могу
напомнить Бытие, глава XLVII. Все мы, вдумчиво или не вдумчиво, читаем
трогательную историю о годах изобилия и голодных годах в Египте, и о
том, как Иосиф, воспользовавшись этой возможностью, нашел лазейку в
разбитых сердцах и дал бедным и корочку хлеба, и человеческую свободу.
При помощи этого он унес все деньги народа, все, до последней копейки;
увел весь домашний скот народа, весь, до последнего копыта; отобрал у
народа всю землю, до последнего акра; а затем взял сам народ, покупая
его за хлеб; мужчину за мужчиной, женщину за женщиной, ребенка за
ребенком, пока все не стали рабами.
Это была катастрофа такая
сокрушительная, что ее последствия не полностью исчезли в сегодняшнем
Египте, спустя более чем три тысячи лет после этих событий.
Возможно, в глазах Египта Иосиф все это время был засланным евреем?
Думаю, что это вполне вероятно. Было ли такое отношение дружественным?
Мы должны в этом сомневаться. Проявил ли Иосиф характер своей нации,
которая бы долго выживала в Египте? И стало бы со временем его имя
настолько хорошо известно, чтобы пользоваться им для выражения
еврейского характера – как Шейлока? Вряд ли это подлежит сомнению.
Давайте вспомним, что описанная выше библейская история случилась за
много веков до распятия. Я хотел бы спуститься вглубь на восемнадцать
столетий и сослаться на замечание одного из древнеримских историков. Я
прочитал его в переводе много лет назад. Этот историк имел в виду то
время, когда были еще живы люди, которые могли видеть Спасителя во
плоти. Христианство было таким юным, что народ Рима едва слышал о нем и
имел довольно смутные понятия о том, что это такое.
Суть этого замечания была такова: некоторые христиане подвергаются
преследованиям в Риме по ошибке, их «ошибочно принимают за евреев».
Смысл его кажется ясным. Эти язычники не имели ничего против христиан,
но они были всегда готовы преследовать евреев. По той или иной причине,
они ненавидели евреев, прежде чем даже узнали, что существуют христиане.
Разве я не мог тогда предположить, что преследование евреев
предшествовало христианству, а не явилось его порождением?
Что было источником такого отношения к евреям? Когда я был мальчиком,
живя на задворках поселений в долине Миссисипи, где преобладали
простодушие и непрактичность доброй и красивой воскресной школы, «янки»
(гражданина штатов Новой Англии) ненавидели с лучезарной энергией. Но
религия к этому не имела отношения. В торговле «янки» считался примерно в
пять раз успешнее выходцев с Запада. Его проницательность, понимание,
интуиция, знания, предприимчивость и грозный ум в применении всех этих
сильных сторон были откровенно признаны и очень грамотно прокляты.
После войны в штатах, выращивающих хлопок, простые и невежественные
негры собирали на паях урожай для белого плантатора. Еврей впал в
немилость, когда открыл на плантации магазин, разрешил кредит для всех
желающих негров, и в конце сезона стал собственником доли негра в
настоящем урожае и части его пая в следующем. Задолго до этого белые
ненавидели евреев, и также сомнительно, что негры их любили.
В настоящее время еврей законодательно вытесняется из России. Причина не
скрывается. Это движение было инициировано потому, что у христианского
крестьянина и простого жителя деревни не было никаких шансов выстоять
против коммерческих способностей еврея. Еврей всегда был готов ссужать
деньги на урожай и продавать водку и различные необходимые для жизни
товары в кредит, в то время как выращивается урожай. Когда наступал день
расплаты, он становился собственником урожая; а в следующем году он
овладевал фермой, как Иосиф.
В скучной и невежественной Англии времен Иоанна Безземельного все были должниками еврея. Он прибрал к рукам все прибыльные предприятия; он был королем торговли; он хотел быть полезным во всех выгодных сферах; еврей даже финансировал крестовые походы для спасения Гроба Господня. Чтобы уничтожить значимость евреев и восстановить коммерцию в ее естественном, пусть и некомпетентном состоянии, евреев было необходимо изгнать из королевства.