11.05.22

Яблоки и 120 комнат: креативные методики для поиска решений

Креативные методики хороши тем, что требуют для своего проведения минимум затрат. Стикеры, ватман, карандаши, фломастеры – обычно это всё, что необходимо для поиска новых решений. К тому же, методики разнообразны: для одной нужно посидеть в тишине, в другой – притвориться танцором.
 
Различают три вида методик: открывающие, исследовательские и закрывающие. Пробуйте каждый метод на вкус, выбирайте наиболее эффективный для решения задач вашей компании здесь и сейчас.
 

Открывающие методики

 
Метод Киплинга
Описание. Метод основан на известном стихотворении Р. Киплинга «Есть у меня шестёрка слуг…». Отсюда же происходит другое название техники – 5W1H (what, where, when, who, how). Таким образом, метод Киплинга позволяет посмотреть на проблему с разных сторон  с помощью вопросов: Что? Где? Когда? Как? Зачем? и Кто?
Цель. Метод позволяет открыть новые точки зрения на проблему. Также он полезен при выборе идеи для дальнейшего развития.
Методика. Рассматривайте проблему через 6 ключевых вопросов. Далее можно задать дополнительные вопросы (сколько, к чему, зачем и т.д.). Записывайте ответы на бумагу.
Важно! Не пропускайте  вопросы, даже если ответы на них просты и очевидны. Не зацикливайтесь на одном ответе: детализация отнимет время и силы участников.
Подходит для группы до 12 человек и требует 15-45 минут времени.
 
Ролевой мозговой штурм
Описание. Мозговой штурм – одна из базовых техник для поиска свежих решений со множеством вариаций. Ролевой мозговой штурм предполагает примерку на себя нестандартного для участника образа: банкира с Уолл-стрит, танцовщицы в Мулен Руж, актера Большого театра и т.д. Ограничений в выборе персонажа нет.
Цель. Придумать решения, которые прежде было невозможно представить. Это весело, а с помощью смеха и веселья участники проще делятся своими идеями.
Методика. Прикрепите на стену большой лист бумаги. Каждый участник входит в выбранную роль – например, в роль известного театрального актера. Для усиления эффекта можно подобрать одежду и реквизит. Теперь, делясь своими идеями на бумаге, ему нужно действовать, как актёру: говорить, жестикулировать или драматизировать.
В конце, когда все роли сыграны, а мысли записаны, лучшая идея выбирается с помощью голосования.
На весь мозговой штурм обычно требуется 30-45 минут.
 
Яблоки
Описание. Это простое упражнение, направленное на активизацию творческой мысли участников. Выполнять его можно как в группе людей, так и в одиночестве. Максимальное количество участников – 6 человек.
Цель. Активизация восприятия и творческих способностей участников.
Методика. Раздайте листы бумаги участникам. Попросите заполнить его как можно большим количеством нарисованных яблок за 10-15 минут.
Важно! Упражнение выполняется в тишине в течение 10-15 минут.
 
Обратный мозговой штурм
Описание. Эта методика направлена на создание абсолютно ужасных и провальных решений.
Цель. Метод от противного поощряет исследование новых решений с помощью негативного мышления. Он позволяет по-новому взглянуть на разумные идеи и использовать вещи, которые раньше казались бесполезными.
Методика. Группе до 15 человек задается вопрос, на который нужно найти несколько плохих решений. Например, “Что нужно сделать, чтобы всегда опаздывать на работу?”. Собирая в решение множество минусов и отталкиваясь от них, группа выводит одну хорошую, положительную идею.
Как правило, требуется 10-30 минут.
 
Мозговой штурм на основе изображений
Описание. Современный человек мыслит образами. Отвлекитесь от слов – включите в работу изображения, фотографии, рисунки, вырезки из журналов и т.д.
Цель. Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему с помощью визуальных образов.
Методика. Приготовьте подборку самых разных иллюстраций. Показывайте группе из 2 – 6 человек каждую картинку по 1 минуте. За это время все должны записать свои ассоциации с изображением. Далее соедините ассоциации и решаемый группой вопрос
На все про все уйдет 15-30 минут.
 
Освободите мозг
Описание. С помощью этого метода можно освободить голову от всевозможных задач и организовать место для новых.
Цель. Этот метод освобождает место для новых идей и позволяет начать с чистого листа. Его можно использовать для структурирования мыслей и задач в уме.
Методика. Метод включает в себя 2 этапа:
  1. Выпишите на листок все задачи, которые крутятся в вашей голове. Выписывайте их хаотично, как получается. На этом этапе порядок не имеет значения.
  2. Придумайте организацию своего списка задач. Например, разделите их по тегам: семья, друзья, работа. После выделите 10 первостепенных задач и начните их решать. По мере выполнения – вычеркивайте.
Подходит для группы до 12 человек. Время выполнения 2-20 минут.
 
Визуальный мозговой штурм
Описание. При визуальном мозговом штурме участники вместе в произвольном порядке делают рисунки. Это стимулирует невербальную активность правого, творческого, полушария, что полезно при поиске новых точек зрения, идей и мыслей относительно проекта.
Цель. Используйте метод, когда необходимо развить старые идеи новыми мыслями.
Методика. Поместите на стенах ватманы. Выдайте участникам маркеры и фломастеры разных цветов. Один участник должен начать рисовать – затем его рисунок продолжает другой человек, и так по порядку, пока каждый не нарисует эскиз от себя.
Могут участвовать до 30 человек. На рисование выделяется от 2-х до 60-ти минут.
 

Исследовательские методики

 
120 комнат
Описание. Этот метод – настоящий вызов: участникам нужно “заселить” свои идеи в 120 комнат.
Цель. Этот метод хорошо подходит для ситуации, где нужно подтолкнуть команду и ускорить работу над проектом. Его цель состоит в том, чтобы заставить группу из 2-15 человек подумать о дополнительных направлениях разработки в рамках проекта или сессии.
Методика. У дома со 120 комнатами для каждого помещения есть свое предназначение. Команда должна продумать содержание и функции каждой комнаты. Позвольте участникам мыслить абсурдно: комната с бассейном из поп-корна – это отличная затея.
Важно! Оставлять комнаты пустыми нельзя. Время на выполнение 5-25 минут.
 
Случайные слова
Описание. Отдельные слова, статьи, истории, твиты – всё можно использовать как материал для поиска новых ассоциаций.
Цель. Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему, которая перед вами стоит.
Методика. Показывайте группе из 3-10 человек случайные слова или твиты по 1 минуте. Каждый за это время должен записать свои ассоциации с этим словом. Затем соедините полученные ассоциации с решаемой проблемой.
Оптимальное время на выполнение 3-30 минут.
 

Закрывающие методики

 
Обратная связь «для чайников»
Описание. Обратная связь важна для подведения итогов работы группы от 2-х до 20-ти человек. Но иногда принимать её бывает достаточно трудно: каждый воспринимает фидбэк по-своему. Этот метод может привести обратную связь к равномерному распределению рекомендаций для каждого из участников.
Цель. Метод обеспечивает каждого участника рекомендациями по поводу дальнейшей работы.
Методика. Раздайте каждому участнику стикеры из расчета (N – 1) x 3, где N – количество участников группы. Каждый в итоге должен получить наборы из стикеров со словами “продолжай”, “перестань” и “пора начать”. Таким образом, участники высказываются о друг друге на стикерах, затем обмениваются ими в спокойном месте. Будьте готовы к тому, что многие воспримут рекомендации слишком эмоционально. В этом случае нужно дать время эмоциям утихнуть.
Времени требуется 20-60 минут.
 
Голосование за лучшую идею
Описание. Итак, вы получили массу новых идей. Пришло время двигаться дальше и решить, какие из них оставить, а от каких отказаться. Самый простой и демократичный способ выбора — голосование за лучшую идею.
Цель. Выявить лучшие идеи участников.
Методика. Закрепите ватман на стене. Выпишите все идеи. Попросите участников проголосовать за наиболее удачные. Далее проведите повторное голосование, но уже с оценками по шкале, например, от 1 до 5.
Подходит для группы от 2-х до 10-ти человек. Время: 10-25 минут.
 
4 элемента
Описание. Творческий процесс должен иметь как начальную, так и завершающую стадии. Модель этой методики состоит из четырёх элементов (увлечение, сочетания, дискуссия, 1-10) и описывает важные вопросы, необходимые для организации качественной работы над выбранной идеей.
Цель. Проверить идею по 4 критериям.
Методика. Есть четыре способа определить идею, располагающую группу к работе:
  1. Увлечение. Увлекает ли вас эта идея? Если нет, скорее всего, команда потерпит поражение, и клиент это заметит.
  2. Сочетания. Сократите число идей, не вычеркивая их совсем: многие из них могут быть похожи и станут полезными дополнениями основной идеи.
  3. Дискуссия. Примите сторону одной из идей и проведите дискуссию с участниками группы. Затем поменяйтесь идеями и вновь проведите дискуссию.
  4. 1-10. Оцените все идеи по шкале от 1 до 10.
Хорошо подходит для групп до 8 человек. Время: 5-15 минут.