Креативные методики хороши тем, что 
требуют для своего проведения минимум затрат. Стикеры, ватман, 
карандаши, фломастеры – обычно это всё, что необходимо для поиска новых 
решений. К тому же, методики разнообразны: для одной нужно посидеть в 
тишине, в другой – притвориться танцором.
Различают три вида методик: открывающие,
 исследовательские и закрывающие. Пробуйте каждый метод на вкус, 
выбирайте наиболее эффективный для решения задач вашей компании здесь и 
сейчас.
Открывающие методики
Метод Киплинга
Описание. Метод основан на известном стихотворении Р. Киплинга «Есть у меня шестёрка слуг…». Отсюда же происходит другое название техники – 5W1H (what, where, when, who, how).
 Таким образом, метод Киплинга позволяет посмотреть на проблему с разных
 сторон  с помощью вопросов: Что? Где? Когда? Как? Зачем? и Кто?
Цель. Метод позволяет открыть новые точки зрения на проблему. Также он полезен при выборе идеи для дальнейшего развития.
Методика. 
Рассматривайте проблему через 6 ключевых вопросов. Далее можно задать 
дополнительные вопросы (сколько, к чему, зачем и т.д.). Записывайте 
ответы на бумагу.
Важно! Не пропускайте  вопросы, даже 
если ответы на них просты и очевидны. Не зацикливайтесь на одном ответе:
 детализация отнимет время и силы участников.
Ролевой мозговой штурм
Описание. Мозговой 
штурм – одна из базовых техник для поиска свежих решений со множеством 
вариаций. Ролевой мозговой штурм предполагает примерку на себя 
нестандартного для участника образа: банкира с Уолл-стрит, танцовщицы в 
Мулен Руж, актера Большого театра и т.д. Ограничений в выборе персонажа 
нет.
Цель. Придумать 
решения, которые прежде было невозможно представить. Это весело, а с 
помощью смеха и веселья участники проще делятся своими идеями.
Методика. Прикрепите на
 стену большой лист бумаги. Каждый участник входит в выбранную роль – 
например, в роль известного театрального актера. Для усиления эффекта 
можно подобрать одежду и реквизит. Теперь, делясь своими идеями на 
бумаге, ему нужно действовать, как актёру: говорить, жестикулировать или
 драматизировать. 
В конце, когда все роли сыграны, а мысли записаны, лучшая идея выбирается с помощью голосования.
На весь мозговой штурм обычно требуется 30-45 минут.
Яблоки
Описание. Это простое 
упражнение, направленное на активизацию творческой мысли участников. 
Выполнять его можно как в группе людей, так и в одиночестве. 
Максимальное количество участников – 6 человек.
Цель. Активизация восприятия и творческих способностей участников.
Методика. Раздайте листы бумаги участникам. Попросите заполнить его как можно большим количеством нарисованных яблок за 10-15 минут.
Важно! Упражнение выполняется в тишине в течение 10-15 минут.
Обратный мозговой штурм
Описание. Эта методика направлена на создание абсолютно ужасных и провальных решений. 
Цель. Метод от 
противного поощряет исследование новых решений с помощью негативного 
мышления. Он позволяет по-новому взглянуть на разумные идеи 
и использовать вещи, которые раньше казались бесполезными.
Методика. Группе до 15 человек задается вопрос, на который нужно найти несколько плохих решений. Например, “Что нужно сделать, чтобы всегда опаздывать на работу?”. Собирая в решение множество минусов и отталкиваясь от них, группа выводит одну хорошую, положительную идею.
Как правило, требуется 10-30 минут.
Мозговой штурм на основе изображений
Описание. Современный 
человек мыслит образами. Отвлекитесь от слов – включите в работу 
изображения, фотографии, рисунки, вырезки из журналов и т.д.
Цель. Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему с помощью визуальных образов.
Методика. Приготовьте 
подборку самых разных иллюстраций. Показывайте группе из 2 – 6 человек 
каждую картинку по 1 минуте. За это время все должны записать свои 
ассоциации с изображением. Далее соедините ассоциации и решаемый группой
 вопрос
На все про все уйдет 15-30 минут.
Освободите мозг
Описание. С помощью этого метода можно освободить голову от всевозможных задач и организовать место для новых.
Цель. Этот метод 
освобождает место для новых идей и позволяет начать с чистого листа. Его
 можно использовать для структурирования мыслей и задач в уме.
Методика. Метод включает в себя 2 этапа:
- Выпишите на листок все задачи, которые крутятся в вашей голове. Выписывайте их хаотично, как получается. На этом этапе порядок не имеет значения.
 - Придумайте организацию своего списка задач. Например, разделите их по тегам: семья, друзья, работа. После выделите 10 первостепенных задач и начните их решать. По мере выполнения – вычеркивайте.
 
Подходит для группы до 12 человек. Время выполнения 2-20 минут.
Визуальный мозговой штурм
Описание. При 
визуальном мозговом штурме участники вместе в произвольном порядке 
делают рисунки. Это стимулирует невербальную активность правого, 
творческого, полушария, что полезно при поиске новых точек зрения, идей и
 мыслей относительно проекта.
Цель. Используйте метод, когда необходимо развить старые идеи новыми мыслями.
Методика. Поместите на 
стенах ватманы. Выдайте участникам маркеры и фломастеры разных цветов. 
Один участник должен начать рисовать – затем его рисунок продолжает 
другой человек, и так по порядку, пока каждый не нарисует эскиз от себя.
Могут участвовать до 30 человек. На рисование выделяется от 2-х до 60-ти минут.
Исследовательские методики
120 комнат
Описание. Этот метод – настоящий вызов: участникам нужно “заселить” свои идеи в 120 комнат.
Цель. Этот метод хорошо
 подходит для ситуации, где нужно подтолкнуть команду и ускорить работу 
над проектом. Его цель состоит в том, чтобы заставить группу из 2-15 
человек подумать о дополнительных направлениях разработки в рамках 
проекта или сессии.
Методика. У дома со 120
 комнатами для каждого помещения есть свое предназначение. Команда 
должна продумать содержание и функции каждой комнаты. Позвольте 
участникам мыслить абсурдно: комната с бассейном из поп-корна – это 
отличная затея.
Важно! Оставлять комнаты пустыми нельзя. Время на выполнение 5-25 минут.
Случайные слова
Описание. Отдельные слова, статьи, истории, твиты – всё можно использовать как материал для поиска новых ассоциаций.
Цель. Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему, которая перед вами стоит.
Методика. Показывайте 
группе из 3-10 человек случайные слова или твиты по 1 минуте. Каждый за 
это время должен записать свои ассоциации с этим словом. Затем соедините
 полученные ассоциации с решаемой проблемой.
Оптимальное время на выполнение 3-30 минут.
Закрывающие методики
Обратная связь «для чайников»
Описание. Обратная 
связь важна для подведения итогов работы группы от 2-х до 20-ти человек.
 Но иногда принимать её бывает достаточно трудно: каждый воспринимает 
фидбэк по-своему. Этот метод может привести обратную связь к 
равномерному распределению рекомендаций для каждого из участников.
Цель. Метод обеспечивает каждого участника рекомендациями по поводу дальнейшей работы.
Методика. Раздайте каждому участнику стикеры из расчета (N – 1) x 3, где N
 – количество участников группы. Каждый в итоге должен получить наборы 
из стикеров со словами “продолжай”, “перестань” и “пора начать”. Таким 
образом, участники высказываются о друг друге на стикерах, затем 
обмениваются ими в спокойном месте. Будьте готовы к тому, что многие 
воспримут рекомендации слишком эмоционально. В этом случае нужно дать 
время эмоциям утихнуть.
Времени требуется 20-60 минут.
Голосование за лучшую идею
Описание. Итак, вы 
получили массу новых идей. Пришло время двигаться дальше и решить, какие
 из них оставить, а от каких отказаться. Самый простой и демократичный 
способ выбора — голосование за лучшую идею.
Цель. Выявить лучшие идеи участников.
Методика. Закрепите 
ватман на стене. Выпишите все идеи. Попросите участников проголосовать 
за наиболее удачные. Далее проведите повторное голосование, но уже с 
оценками по шкале, например, от 1 до 5.
Подходит для группы от 2-х до 10-ти человек. Время: 10-25 минут.
4 элемента
Описание. Творческий 
процесс должен иметь как начальную, так и завершающую стадии. Модель 
этой методики состоит из четырёх элементов (увлечение, сочетания, 
дискуссия, 1-10) и описывает важные вопросы, необходимые для организации
 качественной работы над выбранной идеей.
Цель. Проверить идею по 4 критериям.
Методика. Есть четыре способа определить идею, располагающую группу к работе:
- Увлечение. Увлекает ли вас эта идея? Если нет, скорее всего, команда потерпит поражение, и клиент это заметит.
 - Сочетания. Сократите число идей, не вычеркивая их совсем: многие из них могут быть похожи и станут полезными дополнениями основной идеи.
 - Дискуссия. Примите сторону одной из идей и проведите дискуссию с участниками группы. Затем поменяйтесь идеями и вновь проведите дискуссию.
 - 1-10. Оцените все идеи по шкале от 1 до 10.
 
Хорошо подходит для групп до 8 человек. Время: 5-15 минут.